Вернуться к содержанию учебника
3. Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям. Объясните причину.
Проверь себя
1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
2. Какие организмы составляют луговое сообщество?
3. Как нужно вести себя на лугу?
Задания для домашней работы
1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом – определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми – опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.
2. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказ "Горит трава". Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.
3. С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку "Как вести себя на лугу". К правилам поведения нарисуй условные знаки.
Домашняя работа
1. В тёплое время года наблюдаем за жизнью луга.

В тёплое время на лугу особенно красиво. Яркие и самые разнообразные цветы, запах трав, жужжание жуков, пение птиц, такого дома не услышишь. Это прекрасный мир природы.
На лугу я наблюдал(а) за бабочкой зорькой и шмелём. Зорька более спокойная, она медленно двигала своим хоботком по цветку. За минуту эта бабочка облетела 3 цветка мышиного горошка.
Шмель суетливый и шумный. Он с жужжанием перелетал то на цветки клевера, то на цветки тысячелистника. Шмель облетел за минуту 6 цветков.
Эти насекомые опыляют растения. После опыления на месте цветков образуются семена, которые дадут жизнь новым растениям.
Экологическая связь: растения дают насекомым пищу, а насекомые способствуют размножению растений.
2. Поджигая сухую траву, человек наносит большой вред природе.
1. Человек уничтожает вместе со старой травой и молодые ростки.
2. Во время огня погибают те растения, корни которых находятся не глубоко в почве.
3. Сгорают семена растений, которые находились в почве с прошлого лета.
4. Сгорают маленькие животные, населяющие траву. Это насекомые, улитки, пауки.
5. Сгоревшая трава, остатки сухих растений не образуют в почве перегноя. Почва станет беднее.
6. Где траву постоянно жгут, появляются участки почвы не покрытые травами. Эти участки размывает дождями, может появиться овраг.
7. Во время огня погибают птицы и зверьки. Они задыхаются от дыма, не могут убежать, улететь.
3. Как вести себя на лугу
1. Не рви на лугу цветы, не топчи луговые травы.
2. Не лови беззащитных насекомых: бабочек, стрекоз, жуков, кузнечиков. Не дави ногами гусениц.
3. Не поджигай сухую траву.
4. Не разоряй гнёзда птиц и шмелей, не ковыряй норки грызунов.
5. Не оставляй после себя мусор.
Рисунки к правилам в рабочей тетради с. 81.
Вернуться к содержанию учебника